Как сфотографировать пыль

Сотню раз я пыталась поснимать пылинки — отдельно и в портрете, — прежде чем поняла, как это сделать правильно и эффектно. Сегодня расскажу вам подробно, что нужно делать и какие нюансы учитывать.
Для того, чтобы отснять просто пылинки, нам понадобится:

1) Темный фон

2) Луч света (от прожектора, фонаря или солнца)

3) Что-то пыльное (у меня одеяло)

4) Ну и камера, конечно же.

Пылинки сами по себе серые, так что сфотографировать их вне мощного луча света не получится — их будет просто не видно. Свет при этом нужно ставить не с той стороны, где стоим мы, а сбоку или напротив (то есть делать контровой свет). Почему так? Чтобы не засветить фон и оставить его черным.

У меня фонарь со шторками, так что я могу сконтролировать луч и настроить его так, чтобы на фон точно ничего не попало. Если работаете с солнцем, то нужно шторами или чем-то еще отсечь луч и прикинуть, где в комнате есть темный участок, на фоне которого и стоит пробовать запечатлеть пылинки. Чем темнее в комнате, тем лучше.

Пыли в воздухе обычно не очень много — на глаз мы видим ее хорошо, а вот камера половину не отобразит. Так что надо навалять побольше — я для этого трясу одеяло рядом с лучом.

Настройки могут быть разными в зависимости от мощности луча и вашей задумки. Если диафрагму держать открытой, то часть пылинок будет размываться в симпатичное боке. Выдержку я ставлю такую, чтобы нормально снимать с рук — 1/100 или даже 1/60. ISO — по обстоятельствам. Повышаю его до тех пор, пока не увижу пылинки на экранчике.

Объектив лучше держать в режиме ручной фокусировки — ему тяжело будет самостоятельно сфокусироваться на столь мелких объектах.
Если добавлять в кадр что-то — предмет или человека — то нужно учесть вот какой момент: чтобы стало видно пылинки, уровень экпозиции нужно будет держать высокий. При настройках, подходящих для пыли, подсвеченный лучом объект пересветится.
Так что если вы хотите получить портрет, где при этом видно пыль в свете луча, то придется или снимать в контровом свете, или выводить модель в тень, или делать коллаж.
Коллаж из двух кадров — на одном проэкспонирована модель и видна пыль, на другом экспозиция по модели, а пыли не видно.
Объект в контровом свете того луча, что выбивает пыль.
Ну или четвертый вариант — нарисовать пыль в фотошопе. Тоже ведь можно — для этого я использовала текстуру пыли, которую сама же отдельно и сфотографировала.